Отчет о Юбилейной Научной Сессии «Народный Художник ДАССР Магомед Каир-Магома Юнусилау»

  • Описание
  • Видео

30 июня 2017 года в Институте языка, литературы и искусства им. Г. Цадасы Дагестанского научного центра российской академии наук состоялась юбилейная научная сессия «Народный художник ДАССР Магомед Каир-Магома Юнусилау». К 110-летию со дня рождения (из ежегодной серии научных мероприятий «Мастера дагестанского изобразительного искусства»).

ЮБИЛЕЙНАЯ НАУЧНАЯ СЕССИЯ

«НАРОДНЫЙ ХУДОЖНИК ДАССР МАГОМЕД КАИР-МАГОМА ЮНУСИЛАУ»

(1907–1975)

(ИЯЛИ ДНЦ РАН, Махачкала, 2017)

К 110-летию со дня рождения

(Из серии научных мероприятий дагестанского изобразительного искусства»)

 

 

30 июня 2017 года в Институте языка, литературы и искусства им. Г. Цадасы Дагестанского научного центра российской академии наук состоялась юбилейная научная сессия «Народный художник ДАССР Магомед Каир-Магома Юнусилау». К 110-летию со дня рождения (из ежегодной серии научных мероприятий «Мастера дагестанского изобразительного искусства»).

Открывая научную сессию, ученый секретарь Института ЯЛИ, кандидат филологических наук Ю.М. Муртузалиев отметил, что «в институте уже на протяжении многих лет стало доброй традицией чествовать деятелей дагестанской художественной культуры, внесших весомый вклад в ее развитие, – наших современников и представителей старшего поколения, составивших Золотой фонд дагестанского искусства, которые сегодня живы в нашей памяти».

В работе сессии приняли участие сотрудники отдела истории искусств, дагестанские художники, родственники М. Юнусилау – внучка Саадат Юнусилау с супругом.

С докладом об основных направлениях творческой биографии и формировании личности художника выступила зав. отделом истории искусств, кандидат искусствоведения Эльмира Башировна Абдуллаева. Она отметила, что «творческое наследие М. Юнусилау разнообразно, художник работал почти во всех жанрах изобразительного искусства. Но основные жанры,  которые определили его как художника – это живопись и графика. Творчество М. Юнусилау было тесно связано с культурой и бытом Дагестана. Весь путь художника – это путь преданного патриота своей земли. Творческие установки и художественный опыт, переданные им многочисленным ученикам, и составляют память о художнике, память о большом неутомимом труде и осознанном вкладе в дагестанское изобразительное искусство и об этом звучат слова художника: «Хочу как можно больше оставить работ, по которым молодое поколение сможет ознакомиться с историей и этнографией народов нашей родины»».

Джамиля Арслангереевна Дагирова – заместитель генерального директора по научной работе Национального музея Республики Дагестан им. А. Тахо-Годи, заслуженный работник культуры Дагестана, член АИС рассказала о готовящейся в музее выставке работ М. Юнусилау. Она осветила новые сведения о работах, хранящихся в фондах музея.     

Научный сотрудник Зарипат Абдуллаевна Ахмедова рассмотрела графические работы разных периодов  творчества одного из  основоположников  дагестанского изобразительного искусства Магомеда Каира Юнусилау. Она аргументированно показала, что «художник мастерски в точности умел отразить характер своих героев, их мировоззрение, передавая их настроение, переживания,  каждого наделяя особенностями внутреннего мира. Художник умело  выражал сюжет, время, то что и определяет его талант. Художник знал психологию человека, его душу. Он ставил проблемы перед зрителем, которые создавали повод для размышлений».

Научный сотрудник Анжела Саидовна Саидова в своем докладе остановилась на анализе жанра портрета в творчестве художника М. Юнусилау – это портреты революционеров, поэтов  и писателей (Махмуда, О. Батырая, Й. Казака, Ногая Батырмурзаева, Наби Ханмурзаева, Абдуллы Магомедова, Алим-Паши Салаватова, Аткая Аджаматова, Анвара Аджиева, сатирика Жамидина и других). Две живописные картины, много портретов-эскизов, выполненных в разных манерах, большое количество дружеских шаржей посвящены Р. Гамзатову.

Мариян Ибрагимовна Магомедова-Чалабова, кандидат искусствоведения, член Союза художников СССР, России, доцент факультета культуры Дагестанского государственного университета провела подробный анализ творчества М. Юнусилау, остановившись подробно на 30–40-х годах 20 века.

В выступлении научного сотрудника отдела, кандидата искусствоведения Тимура Саидовича Гамидова были рассмотрены особенности стиля творчества М. Юнусилау и показано  его место в современном изобразительном искусстве. Он отметил, что «манера письма М.К.-М. Юнусилау заметно отличается от других его современников, она своеобразна и неповторима. Стиль письма в творчестве М. Юнусилау образуется срединным между классическим и академическим искусством с одной стороны и примитивизмом с другой. От собственно академических, построенных на базе профессионально реалистических приемов изобразительности его отличает упрощенный подход к рисунку и композиции».

Доклад Сабира Гейбатовича Гейбатова – научного сотрудника отдела истории искусств Института ЯЛИ им. Г. Цадасы, кандидата философских наук был посвящен анализу творчества основоположников дагестанского изобразительного искусства в советском и евразийском политических контекста. Он высказал мысль о том, что «местоположение и оценка сходных  художественных   феноменов в  истории мирового искусства XX века  достаточна  сложна, неоднозначна и противоречива, но  вместе  с тем всегда занимала значимое  местоположение и  вызывала  серьезный интерес,  как у  сферы  художественной критики, так и  в  области  академического искусствознания, и показательными моментами  является обращение  к  героическому прошлому  в контексте истории национально-освободительной войны,  жизни народных певцов и  сказителей Махмуда из Кахаб Росо и Йырчи Казака, увязывающихся как в сознании  самого художника, так и  в общем идеологическом  контексте  советского  времени с народной версией социальной  критики и критического реализма».

Размышлениями о творчестве художника и воспоминаниями о творческих встречах, связанных с подготовкой телепередачи о художнике М. Юнусилау поделилась Гулизар Ахмедовна Султанова, ведущий научный сотрудник отдела, кандидат искусствоведения. Директор выставочного зала Союза художников Дагестана, заслуженный художник Дагестана Амирхан Нурмагомедович Магомедов выступил со своевременными предложениями предложениями объединить усилия искусствоведов, работников музеев Дагестана, художественное сообщество для издания каталога работ художника М. Юнусилау, о необходимости присвоения его имени детским художественным школам в городах Дагестана и о необходимости назвать его именем одну из улиц Махачкалы и Буйнакска.

 

 

Сессия прошла успешно, доклады будут опубликованы в Вестнике ИЯДИ ДНЦ РАН.

Творчество М. Юнусилау всегда отличалось самобытностью и до конца сохранило органическую связь с самодеятельным художественным творчеством.

Магомед Каир-Магома Юнусилау родился в 1907 году в селе Нижнее Казанище в семье военнослужащего.  С ранних лет юный художник много и увлеченно рисовал, многократно копировал знаменитую картину А.К. Саврасова «Грачи прилетели» и рисунки азбуки. Желание получить профессиональное художественное образование привело М. Юнусилау в 1928 году в Московский единый художественный рабфак. После окончания он поступил во вновь организованный архитектурно-строительный рабфак, который закончил в 1931 году. Учеба в Москве обогатила М. Юнусилау знаниями и опытом.

Для М. Юнусилау характерно активное восприятие жизни, утверждение положительного героя в живописи, восхищение силой и красотой человеческого труда. Подобно ашугам, он воспел Дагестан, историко-революционное прошлое дагестанского народа, праздни-ки, свадьбы, задушевные беседы на годеканах.

С тонкой наблюдательностью писал М. Юнусилау портреты своих героев – «Аварка», «Кумычка», «Подруги», жанровые сцены горской жизни – «Возвращение из города», «Судьба», «На годекане», «С рынка». В этих произведениях художника интересует типологическая характерность народного образа, своеобразие примет народного быта, старинного уклада.

Пройдя школу народно-типологического обобщения, художник приходит к утверждению конкретной индивидуальной личности. Он создает портреты М. Дахадаева,    Д. Коркмасова, Махмуда из Кахаб-росо, педагога Русиневича, изобретателя Исакова, инженера Пушбарника.

Живописи М. Юнусилау свойственна декоративность, монументальность, в нем живо ощутимы традации народного искусства. Его приемы и понимание живописи свидетельствуют о мастерстве и своеобразии таланта художника. Некоторая наивность в трактовке образов, теплая улыбка, делают созданный им мир привлекательным, добрым и понятным. Композиции подкупают непосредственностью и чистотой выражения чувств. В числе лучших произведений – композиция «Махмуд в сакле». В образе мудрого вдохновенного Махмуда воплощены лучшие черты народных певцов.

Интерес к сатирическому жанру М. Юнусилау проявил с раннего этапа творчества и до конца своей жизни. Работая в республиканских газетах, он оттачивал свой сатирический талант. В плакатах, подготовленных для  «Союза воинствующих безбожников», (1930 год), в окнах ТАСС в годы Великой Отечественной войны, в наглядной агитации послевоенных мирных лет художник подвергал беспощадной и острой критике врагов советской власти, фашистских захватчиков, бичевал пороки общества. В них проявилось умение М. Юнусилау подмечать острохарактерные моменты, ситуации, выхваченные из самой жизни.

Опыт многолетней практики в издательствах помог М. Юнусилау выработать свой стиль и почерк в графике. Им создано много дружеских шаржей на поэтов, писателей, музыкантов, композиторов. Большой удачей художника явилась графическая серия «Они мешают нам» и другие.

Отдельного интереса заслуживает большая педагогическая деятельность М. Юнусилау. С 1938 года с открытия в Доме пионеров изостудии началась его педагогическая деятельность. М. Юнусилау всегда внимательно присматривался к молодежи, помогал молодым художникам в работе, видел в них силы, способность продолжать и развивать искусство Дагестана. И только слагая эти две сферы деятельности вместе – педагогическую и художественную, можно понять глубинный смысл творческой жизни народного художника Дагестана М. Юнусилау.


Э.Б. Абдуллаева,

зав. отделом истории искусств ИЯЛИ им. Г. Цадасы ДНЦ РАН,

кандидат искусствоведения



 

video

Вернуться обратно
ОПУБЛИКОВАТЬ В СОЦ.СЕТЯХ