Путешествие в драматургию

Путешествие в драматургию

30.04.2021

Включаем телевизор. «Гуляем» по всем традиционным каналам. И что же видим? Складывается впечатление, что самыми значимыми героями страны являются… артисты. Они учат нас варить борщи, печь пирожки, жарить котлеты, чем лечиться, показывают свои особняки стоимостью сотни миллионов рублей, свои драгоценные украшения, что едят, демонстрируют одежду от крутых кутюрье, не забывая акцентировать наше внимание на их цене. Им отводят целые часы дорогого эфирного времени, без стеснения рассказывают о супружеских изменах, кто от кого родил ребенка, нанимают частных детективов подглядывать за интимной жизнью соперников. Драки, ссоры, оскорбления…

И вот на фоне этих абсолютно безнравственных, бездуховных телепередач в маленькой в масштабах страны республике на самом южном ее крае мудрая горянка Гулизар Султанова (на снимке) не полощет грязное белье режиссеров, артистов, а пишет книги об их деятельности, вскрывает творческие лаборатории этих творческих людей, очень тонко, с профессиональной глубиной анализирует их работу на театральной сцене. В этих «разборках» чутко, тактично, без оскорблений, унижений, весьма достойно делает замечания, отмечает, на ее опытный взгляд, недостатки. А ее зоркий глаз видит достоинства и просчеты в трактовке образа, насколько оправданы интонации артистов, их пластика, костюм, оформление сцены, где разворачивается действие спектакля.

К ее мнению прислушиваются не только наши режиссеры, артисты, но и маститые критики театра, искусствоведы, приезжающие в составе жюри на международный фестиваль в Махачкалу. Ее книги о театрах Дагестана и их деятелях весьма весомы профессионально и востребованы, на полках библиотек не залеживаются.

По образованию Гулизар Султанова – историк театра, но она высокий знаток в смежных дисциплинах. Ее в театральных кругах знают как театроведа, критика. Не осталась она безразлично равнодушной к драматургии Дагестана. На днях Дагестанский филиал Российского фонда культуры презентовал ее новую книгу «Дагестанская драматургия ХХ столетия». Директор Фонда Луиза Гаврилова пригласила широкую театральную общественность, коллег, искусствоведов, друзей театра, журналистов к обсуждению только что вышедшего в свет труда Султановой, а тех, кто успел познакомиться с его содержанием, поделиться впечатлениями.

Искусствовед и коллега автора книги по совместной работе в Институте языка, литературы и искусства Дагестанского федерального исследовательского центра Российской академии наук Эльмира Абдуллаева со скрупулезностью кандидата искусствоведения охарактеризовала книгу по главам, рассказала о ценности изложенного материала об истории формирования и развития дагестанской многонациональной драматургии за столетний период – от первых дореволюционных пьес до произведений конца XX века.

Действительно, это большой исследовательский труд, где впервые автором документально подтверждено, что истоки национальной драматургии восходят из раннего развития дагестанской культуры, что представляет интерес и для науки, и для литературы. Путь развития был многотрудным, не имевший традиций драматургического опыта. Как зарождался этот процесс, автор показывает от первой национальной пьесы Гаруна Саидова «Лудильщики», премьера которой состоялась еще до Октябрьской революции в 1914 году на импровизированной сцене литературно-художественного кружка «Новолуние».

Книга ведёт читателя по пути развития многонациональной дагестанской драматургии, выявляя её основные жанровые осо­бенности,  подвергая тонкому анализу пьесы, ставшие событий­ными на определенном этапе и на протяжении ХХ века в целом

Первые пьесы написаны без любви, без единого образа женщин, в основе, как правило, социальный конфликт, если даже по жанру произведения относились к драме, комедии, трагедии, мелодраме. Авторы без специального образования писали пьесы под влиянием легенд, преданий о героическом прошлом, народно-освободительном движении горцев. Драматургия многонационального края явилась подлинной летописью, историко-культурной биографией Страны гор.

Г. Султанова в книге предоставляет читателю большой перечень пьес авторов, которые были незнакомы с законами драматургии, со сценическими условностями, но многие их произведения тревожат души и сейчас. Это «Айгази», «Хан Муртазали», «Парту-Патима», «Камалил Башир» и другие, в их основе памятники устного народного творчества, героические, драматические истории жизни народов Дагестана.

Затем автор книги о национальной драматургии анализирует пьесы новой волны, формирующей комедийный репертуар театров. В них заложен фольклорный способ изложения событий с использованием традиций народного сатирического театра. Отсюда их долголетие на сцене. Примером тому «Молла Насреддин» М. Курбанова, комедии Г. Цадасы.

Далее Г. Султанова исследует развитие драматургии и в интересной форме рассказывает о зарождении социальной драмы, о путях освоения новой темы – Великая Отечественная война. Авторский азарт исследования подводит читателя к познанию становления в дагестанской драматургии психологической драмы, лирико-драматических, исторических пьес, занявших место в репертуаре театров XX столетия. В них много авторских удач в обрисовках характеров героев, обстановки жизни в селе, дагестанских городах, борьбы за лучшую долю народа. Повествуя о событиях, описанных в пьесах, Гулизар Ахмедовна даёт чёткие характеристики основным действующим лицам – типичным для определенного времени. Анализ пьес и попытка разобраться в процессе развития сочетаются с обобщением личного опыта автора и подведением итогов общей характеристики драматургии в целом.

Монография кандидата искусствоведения Г.Султановой на 450 книжных страницах ведёт читателя по пути развития многонациональной дагестанской драматургии, выявляя её основные жанровые особенности, подвергая тонкому анализу пьесы, ставшие событийными на определенном этапе и на протяжении ХХ века в целом. К тому же в книге дан полный список пьес дагестанских драматургов на национальных языках, фотографии старых афиш, начиная с пьесы «Айгази» постановки 1940 года до красочного полотна, извещающего дагестанцев о премьере героической драмы «Хан Муртазали» в новое время.

Вот некоторые мнения о книге и её авторе.

Айгум Айгумов, народный артист России: «Гулизар Султанова – подробно знающий театр человек. Она и удивительно замечательный человек, в ней здорово сочетаются талант и человеческая чуткость».

Бадрижат Магомедгаджиева, заслуженный деятель искусств России: «Книга – наследие для будущих поколений».

Скандарбек Тулпаров, заслуженный деятель искусств РФ: «Дагестанская драматургия ХХ столетия» – пособие для входящих в искусство театра, в драматургию».

Лилия Джамулутдинова, директор музея театров Дагестана: «В своей работе мы часто обращаемся к книгам Гулизар Ахмедовны, где бесценная информация о деятельности театров республики, об актёрах и режиссёрах. Её монография значима не только для деятелей театра, но и для всех тех, кому интересна история дагестанской литературы».

Издание монографии осуществлено при финансовой поддержке гранта Главы Республики Дагестан в области культуры.

Автор статьи: Светлана Кривоносова

Источник http://dagpravda.ru/


Вернуться обратно
ОПУБЛИКОВАТЬ В СОЦ.СЕТЯХ