ЮБИЛЕЙНАЯ НАУЧНАЯ СЕССИЯ «МАСТЕРА ДАГЕСТАНСКОЙ МУЗЫКИ. АИДА ДЖАФАРОВА, ВАЛЕРИЙ ШАУЛОВ».

ЮБИЛЕЙНАЯ НАУЧНАЯ СЕССИЯ «МАСТЕРА ДАГЕСТАНСКОЙ МУЗЫКИ. АИДА ДЖАФАРОВА, ВАЛЕРИЙ ШАУЛОВ».

07.12.2017
28 ноября 2017 года в Институте языка, литературы и искусства им.Г. Цадасы Дагестанского научного центра российской академии наук состоялась юбилейная научная сессия «Мастера дагестанской музыки. Аида Джафарова, Валерий Шаулов».

Открывая научную сессию, заместитель директора Института ЯЛИ, доктор филологических наук А.Т. Акамов отметил, что «в Институте ЯЛИ уже много лет стало доброй традицией чествовать деятелей дагестанской художественной культуры, приглашать их к участию в совместных мероприятиях». Чествуя юбиляров – композиторов, педагогов, музыкально-общественных деятелей Аиду Джафарову – лауреата государственной премии, заслуженного деятеля искусств РД, лауреат государственных премий Ленинского комсомола и им. С. Агабабова, и Валерия Шаулова – заслуженного деятеля искусство РД,  заслуженного деятеля Всероссийского музыкального общества, А.Т. Акамов отметил их большой вклад в сохранение национальных академических традиций в дагестанской современной профессиональной музыке».

В работе сессии приняли участие сотрудники Института ЯЛИ, студенты Махачкалинского музыкального училища, композиторы Дагестана, художественный руководитель Дагестанской государственной филармонии им. Т. Мурадова, заслуженный деятель искусств РД И.Г. Нахтигаль, солисты Дагестанской государственной филармонии им. Т. Мурадова.

С докладом о стиле творчества А. Джафаровой выступила И.Г. Нахтигаль. Она подчеркнула, что «творчество Аиды Джафаровой развивается в двух направлениях – элитарной и массовой музыки. В современной стилистике автора наблюдаются черты расширенной тональности в сочетании с народной ладовостью, интонационностью и особенностями дагестанского метроритма. Музыка для театра, как и большинство песен автора, тяготеет к стилистике эстрадной музыки. Иначе представлена академическая музыка – инструментальная и вокальная, где заметен индивидуальный подход к каждому жанру, прорабатывается каждый элемент, приемы фактурного изложения, гармония, метроритмическое и интонационное развитие. Композитор обдуманно подходит к раскрытию музыкальной драматургии. В музыке А. Джафаровой очень важно, определенно и разнообразно содержание, образная система и средства их воплощения. Лирика, драматические образы, трагизм, музыкальная сатира, философское осмысление содержания непосредственно связаны с литературным текстом, художественным образом произведения и замыслом композитора».

Выступая о творчестве В. Шаулова кандидат искусствоведения, зав. отделом истории искусств Э.Б. Абдуллаева отметила, что бережное отношение к народной музыке – одна из черт В.Ш. – композитора. Ему удалось среди множества ассимилированных народных мелодий найти и записать небольшое количество подлинных татских напевов, некоторые из них проверены временем и сохранены веками. Народные интонации проросли и получили новое воплощение в ряде сочинений композитора. Валерий Шаулов пишет во всех жанрах. Творческие поиски в жанре симфонической музыки привели к написанию Поэмы для симфонического оркестра «Из глубины веков», по поэме Марьям Ибрагимовой «Сурхай» и ряду оркестровых миниатюр – «Лирический танец», «Колыбельная», «Сельский праздник»,  и пьесы для оркестра народных инструментов  – «Ноктюрн», в частности, и др. Композитором создано много театральной музыки – к восьми спектаклям Театра кукол, к одному спектаклю Аварского музыкально-драматического театра, к шести спектаклям Даргинского музыкально-драматического театра. Последняя работа для театра была написана в 2015 году. Спектакль для Даргинского музыкально-драматического театра «Черная бурка» стал лауреатом Всероссийского театрального фестиваля «золотой Арлекин» в 2006 году. А так как одно из любимых направлений творчества В.Ш. – музыка для детей, композитор с воодушевлением создавал музыкальную составляющую детских спектаклей «Бука», «Котенок на снегу», «У слоненка день рождения», «Чукоша», «Играем гусенка», «Добрый муравей» и др.  Музыка из детских спектаклей «пошла в народ» – дети слушали ее в записи и пели по памяти – в парке, на пляже, повсюду… Среди больших симфонических концепций, контрастных образов циклических форм, насыщенных хоровых партитур, у композитора всегда находилось место для вокальных жанров – романсов и песен. Всего композитором написано более трехсот песен самого разного характера – лирические, детские. Десять лет композитор входил в состав комиссии Союза композиторов по детской музыке – с 1991 по 2001 годы. В те годы в разных городах России регулярно проходил фестиваль «Композитор и дети». Участвуя в них, В.Ш. показывал свои песни для детей. Особенно ярко он проявил себя в песенном жанре патриотической тематики в песнях «Песня о Родине» на стихи М. Дадашева, «Баллада о герое» на стихи С. Бодаговского, «Павшим героям» на стихи М. Магомедова, «Материнская боль» на стихи Н. Гилядова.

В программе сессии прозвучала музыка Аиды Джафаровой в исполнении солистов Дагестанской филармонии Светланы Мусаевой (вокал), Эллы Прускиной (фортепиано), Индиры Зайдиевой (флейта). Интерес слушателей вызвали показанные фрагменты из телепередач о Валерии Шаулове с его музыкой и  интервью.

В завершении научной сессии композиторы поблагодарили Институт ЯЛИ им. Г. Цадасы ДНЦ РАН, и отметили, что видят большую пользу и реальные результаты творческого сотрудничества Института ЯЛИ ДНЦ РАН и Дагестанского отделения Союза композиторов России.

Э.Б. Абдуллаева,

зав. отделом истории искусств ИЯЛИ им. Г. Цадасы ДНЦ РАН,

кандидат искусствоведения


Вернуться обратно
ОПУБЛИКОВАТЬ В СОЦ.СЕТЯХ