ЮБИЛЕЙНАЯ НАУЧНАЯ СЕССИЯ «ОСНОВОПОЛОЖНИКИ ДАГЕСТАНСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИСКУССТВА: ТРАДИЦИИ И НАСЛЕДИЕ»

ЮБИЛЕЙНАЯ НАУЧНАЯ СЕССИЯ «ОСНОВОПОЛОЖНИКИ ДАГЕСТАНСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИСКУССТВА: ТРАДИЦИИ И НАСЛЕДИЕ»

25.11.2021

Юбилейная научная сессия «Основоположники дагестанского профессионального искусства: традиции и наследие» прошла в Институте языка, литературы и искусства ДФИЦ РАН и 23 ноября 2021 года.

В работе сессии приняли участие ученые отдела истории искусств ИЯЛИ ДФИЦ РАН, музееведы и специалисты в области, изобразительного, декоративно-прикладного, театрального и музыкального искусства г. Махачкалы.    

Открывая мероприятие, руководитель Института ЯЛИ, доктор филологических наук А. Т. Акамов в своем выступлении отметил, что «чтить память корифеев дагестанского профессионального искусства в кругу научно-художественного сообщества давно стало доброй традицией. Воздавая им дань памяти, организаторы конференции ставят перед собой задачу консолидации сообщества исследователей для продуктивного диалога и обмена мнениями по важным вопросам современного знания в области искусства».

С приветственным словом выступили К. М. Магомедов, председатель Дагестанского ВТОО «Союз художников России», член Союза художников РФ, заслуженный художник РФ, член-корреспондент Российской академии художеств и Р. А. Фаталиев, А. Н. Магомедов, директор выставочного зала Союза художников Дагестана, член Союза художников РФ, заслуженный художник РД и председатель Дагестанского отделения Союза композиторов России, член Союза композиторов РФ, заслуженный деятель искусств РД, засуженный деятель Российского музыкального общества. Рамазан Абуталибович рассказал о композиторах-юбилярах и исполнил на рояле «Лакские песни» Ш. Чалаева.




С докладом о современном состоянии музыкального искусства выступила кандидат искусствоведения Э. Б. Абдуллаева. Она отметила, «что на традициях, заложенных основоположниками дагестанской композиторской школы была воспитана целая плеяда композиторов-последователей».

Л. Г. Джамалудинова, заведующая Музеем истории театров Дагестана (филиала Национального музея им. А. Тахо-Годи РД), заслуженный учитель РД рассказала о проводимой музеем работой по сохранению, каталогизации и пропаганде деятельности театров Дагестана. Также ведется оцифровка материалов и издание книг и буклетов. Сотрудничество с театральными музеями страны, проведение выставок и семинаров в Ростове-на-Дону, Саратове, Москве, способствует обмену опытом и привлечению к дагестанским театрам широкого интереса режиссеров и театральных критиков.

О биографии и творческих поисках известного художника России, члена Союза художников РФ (Владимирская область) Орджоникидзе Измайлова рассказал А. Дж. Магомедов, главный научный сотрудник Института ЯЛИ им. Г. Цадасы, доктор исторических наук. О. Измайлов был уроженцем с. Кубачи. У него была непростая судьба, куда уместились и трудные годы военной поры, и ранняя смерть матери, и детдомовская жизнь послевоенного времени, и увлечения художеством под руководством опытного наставника. А дальше было профессиональное художественное образование, и многолетний терпеливый труд художника-живописца и мастера.



О месте художественной критики, как особой форме деятельности в арт-пространстве современного искусства, рассказала Н. Ф. Мусаева, профессор кафедры живописи ДГПУ, кандидат искусствоведения. Она акцентировала внимание на то, что в Дагестане до сих пор не сформировался арт-рынок, а саму сферу критики проникают историки, журналисты, филологи и лингвисты.

С. А. Ниналалова, ведущего научного сотрудника ИПГВЭ, филиала ОИВТ РАН, доцента ДГУ, кандидата физико-математических науки нтересовала тема краеведения, раскрытая в докладе «Музеи Кубачи и Кубачи, как музей». Будучи человеком, чутко откликающимся на социальные проблемы, следящим за культурно-историческим процессом, не мог пройти мимо темы «основоположников», их вклада в развитие художественной культуры Дагестана. В рамках научной сессии был анонсирован документально-художественный фильм «Г. Гасанов – маэстро гор», где автором сценария выступил Саид Ахмедханович. Команда проекта стала участником VIII сочинского международного кинофестиваля SIFFA 2020.

В докладе «Сельские музеи и современное искусство. Попытки диалога» Д. А. Дагирова, заместитель генерального директора Национального музея Республики Дагестан им. А. Тахо-Годи, заслуженный работник культуры Дагестана, член АИС проанализировала деятельность сельских филиалов Национального музея, рассказала о работе над современным проектом «Культсанштурм-2» в 39 районных подразделениях. Акция направлена на обогащение музейных коллекций работами современных художников.

Об искусстве ваяния скульптора, народного художника Дагестана Х.-Б. Аскар-Сарыджи рассказала Н. Р. Сутаева, научный сотрудник отдела изобразительного искусства. Она проиллюстрировала доклад работами художника из коллекции ДМИИ им. П. С. Гамзатовой.

О мастерах дагестанской графики 1970-х годов  и развитии жанра рассказал Т. С. Гамидов, научный сотрудник Института ЯЛИ им. Г. Цадасы, кандидат искусствоведения. На примере работ дагестанских графиков он проанализировал тенденции развития, стили и направления, раскрыл специфику техники эстампа, литографии, офорта и ксилографии.

Тему увековечения памяти основоположников в виде скульптурной композиции поднял Х. М. Баширов, председатель Союза музыкантов РД, профессор ДГПУ, заслуженный деятель искусств РФ, народный артист РД. Он отметил, что «в 2020 году исполнилось 120 лет со дня рождения классиков. Созданная ими «школа» дагестанского профессионального искусства уже много десятилетий достойно позиционирует Дагестан в составе искусства нашей страны и за рубежом. Установление памятника, как дань памяти основоположникам – давно обсуждаемая тема и назревшая необходимость для культурной столицы нашей республики».  

В ходе дискуссии на сессии были высказаны мнения, пожелания, даны оценки и выработаны рекомендации. Смысловой итог конференции воплотился в признании важности и актуальности проведенного мероприятия, перспективности его проблематики и возможности ее расширения, а также высокого научного, теоретико-методологического и организационного уровня конференции в целом. По итогам конференции подготовлено письмо в органы республиканской власти о поддержке инициативы увековечения памяти основоположников дагестанского профессионального искусства – М.-А. Джемала, Г. А. Гасанова и Х. А.-Сарыджи, и установлении памятника этим трем корифеям, внесшим большой вклад в становление и развитие в Дагестане профессиональной музыки, живописи и искусства ваяния. Письмо подписано руководителями творческих союзов РД.


Э.Б. Абдуллаева,

зав. отделом истории искусств ИЯЛИ ДНЦ РАН,

кандидат искусствоведения












Вернуться обратно
ОПУБЛИКОВАТЬ В СОЦ.СЕТЯХ